-
Биотические компоненты
-
03.12.2009 09:14
-
B. Bogstad (IMR), K. V. Drevetnyak (PINRO), I. Byrkjedal (UiB), A. V. Dolgov (PINRO), H. Gjster (IMR), E. Johannesen (IMR), S. Mehl (IMR), . Hines (IMR), M.S. Shevelev (PINRO) and O. V. Smirnov (PINRO)
-
Просмотров: 47
Основными видами донных рыб в Баренцевом море, имеющими важное экономическое значение, являются треска, пикша, окунь (в основном окунь-клювач Sebastes mentella), черный палтус, камбала-ерш, зубатки и морская камбала (Pleuronectes platessa). Аналитические оценки запасов камбалы-ерша, зубаток и камбалы не проводилась. Основными пелагическими видами являются мойва, сайка и неполовозрелая норвежская весенне-нерестующая сельдь. С 2000 по 2007 гг. в западной части моря наблюдалось также высокая численность путассу. Для всех этих видов характерны колебания численности (рисунки 2.4.15 и 2.4.16). Эти колебания вызваны совместным воздействием пресса промысла и изменений окружающей среды. До 70 годов XX столетия окунь-клювач являлся в Баренцевом море массовым видов. Из-за чрезмерного промысла его запас значительно снизился в 80-е годы прошлого столетия и тех пор находится на низком уровне.
Пополнение запасов рыб Баренцева моря характеризуется значительной межгодовой изменчивостью (рисунок 2.4.17). Эту изменчивость обуславливают следующие факторы: биомасса нерестового запаса, климатические условия, - состояние кормовой базы, а также численность хищников и их распределение. Колебания в пополнении некоторых видов, включая треску и сельдь, связано с изменением притока атлантических вод в Баренцево море.
Треска (Gadus morhua)
Взрослые особи трески совершают ежегодную нерестовую миграцию из Баренцева моря к западному побережью Норвегии. Нерест преимущественно проходит в районе Лофотенских островов в марте-апреле. Личинки трески переносятся Норвежским прибрежным течением и Норвежским атлантическим течением обратно в Баренцево море, где они оседают на дно примерно в октябре. Треска является основным видом и наиболее важным хищником среди рыб Баренцева моря. В её рационе широкий спектр кормовых объектов, включая крупный зоопланктон, имеющиеся в наличии виды рыб и креветку. Треска предпочитает мойву в качестве пищевого объекта и активно ей питается в ходе миграции мойвы на нерест в южные и центральные районы. Колебания запаса мойвы в значительной степени влияют за рост трески, ее половозрелость и плодовитость. Мойва также косвенно влияет на пополнение запаса трески, поскольку каннибализм трески снижается в годы, характеризующиеся высокой биомассой запаса мойвы. Эвфаузииды являются еще одним важным кормовым объектом для трески в первый год ее жизни (Ponomarenko 1973, 1984). В те годы, когда запас мойвы находится на низком уровне, потребление эвфаузиид треской увеличивается (Ponomarenko и Yaragina 1990).
Вдоль побережья Норвегии прибрежная треска вылавливается вместе с северо-восточной арктической треской (СВА треска). Тем не менее, отдельный общий допустимый улов (ОДУ) на прибрежную треску не устанавливается. Норвежский ОДУ трески включает как прибрежную треску, так и СВА треску. Численность прибрежной трески находится на низком уровне. Уловы прибрежной и СВА трески разделяются по структуре отолитов, пробы которых берутся из промысловых уловов.
Пикша (Melanogrammus aeglefinus)
Пикша является важным донным видом, принадлежащим к семейству тресковых, она совершает длительные миграции к местам нереста в Баренцевом море и обратно (ICES c2007-2008) (рисунок 2.4.19). Изменения пополнения запаса пикши связаны с изменениями притока атлантических вод в Баренцево море.
Температура воды в первый и второй годы жизненного цикла пикши является индикатором силы годового класса. Если среднегодовая температура воды донного слоя в этот период жизненного цикла пикши не превышает 3.8oC, то наличие сильного годового класса маловероятно, даже если все остальные факторы являются благоприятными. Температура воды не является постоянным определяющим фактором силы годового класса. Тем не менее, резкий подъем температуры воды или ее спад может оказать отчетливо выраженное воздействие. Пикша питается преимущественно небольшими бентосными организмами, включая ракообразных, моллюсков, иглокожих, червей, и рыбой. Пикша всеядна и поэтому также может питаться планктоном. Во время нереста мойвы объектом питания пикши служит мойва и ее икра. Когда численность мойвы находится на низком уровне или когда районы распределения пикши и мойвы не совпадают, пикша может переключиться на питание другими видами рыб как, например, молодь сельди или питаться эвфаузиидами и другими бентосными организмами (Zatsepin 1939; Tseeb 1964). Величина запаса пикши испытывает значительные природные колебания и считается, что она зависит от плотности запаса. По аналогии с треской ежегодное потребление пикши морскими млекопитающими (в основном тюленями и моржами) меняется в зависти от наличия мойвы. В те годы, когда запас мойвы находится на высоком уровне, значимость пикши в рационе морских млекопитающих минимальна, а когда запас мойвы снижен, доля пикши в их рационе увеличивается.
Окуни (Sebastes mentella и Sebastes marinus)
Окунь-клювач (S. mentella) и золотистый окунь (S. marinus) традиционно являлись важными видами рыб в экосистеме Баренцева моря. Однако на сегодняшний день уровень их запасов существенно подорван. Молодой окунь является планктонофагом (Dolgov и Drevetnyak, 1995), а более старшие особи питаются более крупными пищевыми объектами, включая другие виды рыб (Dolgov и Drevetnyak, 1993). До 1990 года летом и осенью большое количество выметанных личинок окуней заполняли пелагиаль Баренцева моря. Окунь возрастной группы 0+ питался планктоном, а сам входил в рацион более крупных видов рыб. Неизвестно, заняли ли впоследствии другие планктоноядные животные ранее занимаемую окунем нишу. Поскольку окунь является живородящей рыбой и выметывает живых личинок, считается, что существует тесная связь между возрастным составом нерестового запаса и уровнем его пополнения. По всей вероятности низкая численность личинок и молоди окуня в Баренцевом море свидетельствует о низком уровне нерестового запаса. Промысел обоих видов окуней в настоящее время ограничен с целью восстановления размеров их нерестовых запасов, что должно привести к улучшению условий и повышению продуктивности запаса.
Черный палтус (Reinhardtius hippoglossoides)
Черный (синекорый) палтус является крупной рыбой семейства камбаловых, которая питается другими рыбами, взрослые особи используют районы континентального склона между Баренцевым и Норвежским морями в качестве основного района обитания. Этот вид распределяется также на больших глубинах в Баренцевом море (рисунок 2.4.21). Проведенные в 968-1990 гг. исследования (Nizovtsev, 1975; Shvagzhdis, 1990; Michalsen и Nedreaas, 1998; Dolgov, 2000), показали, что в желудках черного палтуса преобладали головоногие (кальмары, осьминоги) и рыба (в основном мойва и сельдь). С увеличением длины хищника хорошо проявляются онтогенетические изменения в предпочтении кормовых объектов: уменьшение пропорции небольших кормовых объектов (креветки и небольшой мойвы) и увеличение пропорции более крупных рыб. В желудках крупных особей черного палтуса (длиной более 65-70 см) в основном находили треску и пикшу.
Мойва(Mallotus villosus)
Мойва является ключевым видом, поскольку она питается зоопланктоном у ледовой кромки и, как правило, представляет собой наиболее важный кормовой объект для хищников, занимающих верхние уровни трофической цепи Баренцева моря. Благодаря этому, она выступает в качестве основного переносчика биомассы из северной части Баренцева моря в южную его часть (Hamre, 1994). Летом мойва мигрирует на север по мере отступления льда и поэтому у нее постоянно имеется доступ к развивающемуся благодаря таянию льда зоопланктону, на освободившихся ото льда морских акваториях. Мойвы обычно достигает 78-80 с.ш. к сентябрю-октябрю до начала своей миграции в южном направлении для нереста у северных побережий Норвегии и России. В ходе нерестовой миграции мойва в значительном количестве потребляется треской. Мойва также является важным кормовым объектом для хищных видов рыб, нескольких видов морских млекопитающих и птиц (Dolgov, 2002).
Сельдь (Clupea harengus)
Сельдь нерестится вдоль западного побережья Норвегии, а личинки дрейфуют в северном направлении к прибрежным районам южной части Баренцева моря, а также в некоторые норвежские фьорды. Молодь сельди распределяется в южных частях Баренцева моря, которые они используют в качестве выростного района в течение примерно трех лет до начала своей миграции на запад и юг вдоль побережья Норвегии с тем, чтобы присоединиться к запасу взрослых особей. Численность молодой сельди в этом районе влияет на пополнение запаса мойвы. Имеются свидетельства о том, что когда сильные годовые классы сельди заходят в Баренцево море, пополнение запаса мойвы на следующий год обычно является слабым и в последующий год наступает коллапс запаса мойвы (Gjster и Bogstad, 1998). Это наблюдалось после того как молодь сильных годовых классов сельди 1983, 1991-1992 и 1998-1999 заходила в Баренцево море. В последние годы запас мойвы восстановился, несмотря на то, что биомасса молоди сельди в районе была на среднем уровне.
В юго-восточном районе Баренцева моря обнаружены как норвежская весенне-нерестующая сельдь, так и местный запас сельди (чешксо-печорская сельдь). Они различаются друг от друга по количеству позвонков. По данным акустических оценок молоди сельди, проведенных в этом районе, доля каждого запаса определяется отдельно для каждого квадрата WMO (1° широты x 2° долготы).
Сайка (Boreogadus saida)
Сайка (полярная тресочка) является холодолюбивым видом, в основном населяющим восточные и северные районы Баренцева моря. Она нерестится как на юго-восточной окраине моря, так и восточнее Шпицбергена и является важным кормовым объектом для нескольких видов морских млекопитающих, а также для СВА трески (Orlova et al., 2001). Сайка является батипелагическим видом и населяет нижнюю часть водной толщи. Она планктонофаг. Жизненный цикл сайки довольно короткий. Особи старше пяти лет встречаются редко. В настоящее время ведется незначительный промысел этого запаса.
Путассу (Micromestisius poutassou)
Путассу в основном распределяется в Норвежском море, на северо-востоке Атлантики (рисунок 2.4.25). Крайней границей района ее распределения на севере является район у входа в Баренцево море; её популяция здесь относительно невелика. В некоторые годы путассу может заходить в Баренцево море в больших количествах вместе с потоком теплых атлантических водных масс. В такие годы путассу в западных районах может стать массовым видом. Такая ситуация наблюдалась в 2000-2001 гг. и затем численность путассу была значительной до 2007 г. На ранних этапах своего жизненного цикла (до 5 лет) этот вид в основном питается планктоном, а затем представители этого вида предпочитают питаться другими видами рыб (Belikov et al., 2004). Исторически мойва, сайка и молодь сельди являлись доминирующими видами-планктонофагами среди рыб. Распределение этих четырех видов рыб перекрываются лишь минимально: путассу распределяется на западе, сельдь – на юге, сайка - на востоке (некоторое перекрытие в районе Шпицбергена) и мойва – на востоке. В юго-западном регионе районы распределения путассу и сельди могут перекрываться, однако, представители этих видов предпочитают держаться на разных глубинах. Отсутствие среди доминирующих пелагических видов перекрытия как по району распределения, так и по глубине, указывает на низкую межвидовую пищевую конкуренцию за местный зоопланктон.
Сайда (Pollachius virens)
Сайда является бореальным видом, обитающим на севере в атлантических водах (рисунок 2.4.26). Сайда северо-восточной Атлантики разделяется на несколько запасов: 1) к западу от Ирландии; 2) к западу от Шотландии; 3) у Исландии; 4) у Фарерских островов; 5) в Северном море; и 6) северо-восточная арктическая сайда – вдоль побережья Норвегии (62 с.ш. от Мёре до Кольского полуострова) и юго-восточного побережья Баренцева моря. Она также встречается в районе Шпицбергена в небольших количествах.
Эксперименты с мечением сайды указывают на то, что этот вид совершает и нагульную и нерестовую миграции. Происходит также миграция между районами распределения запасов. Молодь сайды может активно мигрировать от западного побережья Норвегии в Северное море. Взрослые особи следуют за норвежской весенне-нерестующей сельдью далеко в Норвежское море, иногда вплоть до Исландии и Фарерских островов. Сайда может быть как пелагической, так и донной рыбой, обитающей на глубинах от 0 до 300 м. Она часто формирует плотные скопления, например, в пелагической зоне, где благодаря течениям концентрируются пищевые объекты. Основными видами в рационе сайды являются Calanus, криль и другие ракообразные. С возрастом она в большей степени начинает предпочитать в качестве пищевых объектов другие виды рыб: сельдь, шпрота, молодь пикши, тресочку Эсмарка и путассу. Сайда в северо-восточной Атлантике нерестится зимой, пик ее нереста приходится на февраль и проходит на глубинах от 150 до 200 м при температуре 6–10 C. Представители данного вида совершают ежегодные нерестовые миграции от северного побережья Норвегии до нерестовых районов, расположенных у западного побережья Норвегии. Иногда они мигрируют в северные районы Северного моря, однако, не в таких масштабах. Основными районы нереста являются Лофотены, Халтенбанкен и банки у фюльке Мёре ог Ромсдаль в районе архипелага Суннмёре. Икра и личинки дрейфуют по течению в северном направлении. Сеголетки сайды нагуливаются в прибрежных районах, простирающихся от западного побережья Норвегии до юго-восточных районов Баренцева моря. Сайда начинает мигрировать к прибрежным банкам в возрасте 2–4 лет.
Другие виды рыб
Баренцево море и сопредельные воды населяют три вида Anarhichas (обыкновенная зубатка - Anarhichas lupus, пестрая или пятнистая зубатка - A. minor и синяя зубатка- A. denticulatus). Зубатка является крупной (до 180 см), долгоживущей (до 25 лет) донной рыбой. Такие особенности ее жизненного цикла делают зубатку уязвимой к промыслу. В настоящее время ведётся промысел обыкновенной и пестрой зубаток, а синяя зубатка добывается лишь в минимальных объемах.
Камбала-ерш (Hippoglossoides platessoides) – один из наиболее массовых и распространенных видов рыб в Баренцевом море. Поскольку камбала-ерш является наиболее часто встречаемой донной рыбой, она играет важную роль в бентосном сообществе. Специализированный лов камбалы-ерша не ведётся , поэтому детальная информация о ее жизненном цикле и экологии отсутствует, а физические процессы, влияющие на динамику этого вида рыбы, изучены слабо . В 2004-2005 гг. численность камбалы-ерша по району исследования в ходе проведения экосистемной съемки составила 300 тыс. т. По всей вероятности, это минимальная оценка численности данного запаса.